Обслуживание цепей в основном состоит в своевременной заточке режущих зубьев и периодической проверке состояния шарниров, соединительных и ведущих звеньев.
Заточка пильной цепи
Каждый режущий инструмент, в том числе и пильная цепь, подвергается при работе износу, режущие кромки притупляются. С уменьшением степени остроты цепи повышается усилие, необходимое для пиления. Режущие зубья должны затачиваться. Чем раньше режущие зубья перетачиваются, тем меньше материала снимается при заточке и тем более длительный срок службы у пильной цепи. Когда становится необходимой переточка? Критерием является усилие подачи. Правильно заточенная пильная цепь втягивается в рез уже при незначительном нажатии. Если, в противоположность этому, моторная пила принуждается к пилению с увеличенным усилием подачи, то лезвия затупились или повреждены. Это можно также распознать, если вместо грубой толстой пильной стружки из реза вылетает только тонкая стружка или древесная пыль. В этой стадии пильная цепь должна обязательно быть подвергнута заточке. Не работайте затупленной или дефектной пильной цепью - следствием является сильное мышечное напряжение, неудовлетворительные результаты резания, высокая нагрузка на двигатель и ускоренный износ его и пильной гарнитуры.
Заточка пильной цепи может производиться различными методами. Заточка режущих зубьев может быть выполнена при помощи круглого напильника, диаметром соответствующего шагу цепи и иногда также высоте этих зубьев, или при помощи электрического заточного станка, с диском соответствующей толщины. Процесс заточки принципиально одинаковый для всех типов пильных цепей. Однако, в зависимости от типа пильной цепи необходимо выдерживать разные углы и производить связанные с этим различные настройки. При этом совершенно безразлично, каким образом затачивается пильная цепь, решающее влияние на режущие свойства пильной цепи оказывают прилагаемые рабочим старания и точность заточки.
Ошибки при заточке
Предписанные передний угол и угол заточки получаются при заточке только в том случае, если, во-первых, применяется правильный инструмент (напильник и зажимная державка при опиловке, профильные шлифовальные круги при шлифовании) и, во-вторых, производится требуемая настройка. Если, например, применяется слишком тонкий напильник или зажимная державка, устанавливающая напильник слишком низко, то получают слишком малый (слишком острый) передний угол и угол резания. И наоборот, если диаметр напильника слишком большой или зажимная державка установлена слишком высоко, то получаются слишком большой (слишком тупой) передний угол и угол резания.
Шлифовальные круги после неправильной правки оказывают подобное влияние на передний угол и угол резания. При неправильном ведении напильника, неправильно настроенном опиловочном или заточном устройстве возникают отклонения в величинах переднего угла, угла резания и угла заточки. Верхнее лезвие является главным лезвием режущего зуба. Угол резания поддается измерению лишь с трудом, однако правильное значение угла получается автоматически при соблюдении других предписанных величин.
Неодинаковая длина зубьев и слишком малая разница высот ограничителя глубины и режущего зуба являются причиной неравномерного хода пильной цепи и ведут к сильному износу ножек зубьев и, тем самым, к образованию трещин в пильной цепи. Слишком низкие ограничители глубины сказываются отрицательно на режущих свойствах и повышают склонность бензопилы к отдаче.
Смазка пильной цепи
Смазка цепи, наряду с натяжением пильной цепи и техническим уходом за цепью, оказывает огромное влияние на срок службы всей режущей гарнитуры. В результате быстрого скольжения пильной цепи по направляющей шине между поверхностями скольжения звеньев цепи и направляющей шиной возникает трение, нагревающее элементы пильной гарнитуры. При работе пильной цепи "всухую" режущая гарнитура непоправимо разрушается в течение короткого времени. С тем чтобы трение, которое не может быть полностью устранено, можно было уменьшить до минимума, между поверхностями направляющей шины и цепью должна создаваться масляная пленка. Часть смазочного масла отбрасывается движущейся пильной цепью. Одновременно пильная цепь соскабливает смазочное масло в резе. До тех пор, пока пильная цепь продолжает двигаться, на цепь и направляющую шину должно непрерывно подаваться достаточное количество масла. В современных цепных пилах это осуществляется автоматически посредством масляного насоса.
Масляный насос подает необходимое количество смазочного масла по каналу к месту соединения шины с корпусом пилы и через входное масляное отверстие в паз направляющей шины. Вершины ведущих звеньев движущейся пильной цепи распределяют смазочное масло по всей длине паза. Регулируемый масляный насос, по сравнению с насосом фиксированной производительности, позволяет значительно понизить расход масла для смазки цепей. Потребность в смазочном масле различается в зависимости от случаев применения. Большая длина распила, твердая сухая древесина и толстая кора требуют повышенное количество смазочного масла. Распилы небольшой длины, мягкая и влажная древесина нуждаются в меньшем количестве масла.
Смазка цепи исправно функционирует только в том случае, если масляный бак заполнен маслом для смазки цепей и масляный насос находится в хорошем рабочем состоянии и правильно отрегулирован. Масляные каналы, входное масляное отверстие и паз направляющей шины должны быть очищены от грязи.
Контроль смазки пильной цепи
Контроль смазки цепи должен производиться перед началом пиления и затем регулярно во время работы.
Кончик шины с движущейся пильной цепью удерживайте над любой светлой поверхностью (пильная стружка, пень и т. д.). При правильной смазке цепи на этой поверхности должен появиться увеличивающийся масляный след. О том, подается ли достаточное количество смазочного масла, можно судить по тому, остаются ли постоянно смазанными маслом боковые поверхности пильной цепи.
по материалам forumhouse.ru